Новости и статьи

Нейропсихология и речь

Нейропсихология и речь. Где тут связь?

​Речь – это вершина айсберга мыслительной деятельности человека.​ А именно, все когнитивные процессы должны сформироваться до речи, иначе речевой деятельности в полном объеме не стоит ожидать. То есть, при любых, даже самых незначительных речевых нарушениях, в первую очередь будут нарушены психофизические и мыслительные (когнитивные) процессы. Не стоит забывать и о том, что мышление, речь и движения имеют неразрывную связь между собой, поэтому, зачастую, у детей наблюдаются моторные дисфункции во всем теле. Про таких детей говорят: «моторно-неловкий».​ А это уже повод задуматься о походе к нейропсихологу .

Существует пять видов речи:
  • говорение,
  • понимание,
  • письмо,
  • чтение,
  • мыслительный речевой процесс (когда человек формирует фразу у себя в голове).​

Да, да, наша речь сначала строится внутри нас: мотив (зачем мне говорить) — формирование фразы от предиката (глагола) — фраза. Все эти процессы​ поделены на несколько этапов. Например, чтобы появились слова, необходимо пройти этапы грудного вскармливания, лепета, формирования подкорки (ритмов), телесного ориентирования и развитию общей моторики.​ И так происходит при каждом появлении нового вида речи. У каждого вида свой этап развития и требования к мыслительным и психическим процессам.

Если речь затормозилась или ее вообще нет,​ то, скорее всего, мозг не смог справиться со всеми этапами формирования. Задача нейропсихолога определить и подхватить тот этап развития, на котором «застрял» малыш. Помочь ему сформировать​ необходимые навыки, которые будут толчком к красивой и развернутой речи. Письменной или устной.
Полезные статьи